Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
15:32 

Херсонес, отчет по трехдневному лазанию по руинам.

Elendil
Рассказывать о том, как я добирался до Херсонеса – история отдельная, может быть, напишу отдельный пост, в целом посвященный всему этому выезду в Севастополь и все прилагающееся. Сейчас – конкретно о самом Херсонесе, мысль доехать до которого у меня неотступно сидела уже с 2007 года – когда мне довелось побывать на раскопках Танаиса под Ростовом.
Как водится, сперва пишу небольшой «исторический очерк», набранный – как и весь этот отчет – по материалам ажно трех путеводителей (ладно, это уже несколько преувеличение – на самом деле, хватило бы и одного…)читать дальше
Уф, вроде бы все, и теперь непосредственно о том, что сейчас там можно увидеть. Видимо, уже в комментах.

URL
Комментарии
2011-05-09 в 15:32 

Elendil
Прежде всего, и это видно практически по первым же объектам поблизости от входа, Херсонес на протяжении своей истории кучу раз перестраивался. Причины были самые разные – землетрясения, капитальные перепланировки… вот, правда, такой причины, как восстановление после разрушения врагами местным долго удавалось избежать. Поэтому найти тут, как я надеялся, остатки античного города довольно трудно – то, что сейчас видно на поверхности, в большей мере принадлежит средневековому византийскому Херсону, нежели греческому Херсонесу. Кое-что, правда, есть… Ну да ладно, пойдем по порядку.

Практически мой первый снимок, который я сделал в первый же день, в первый подход к Херсонесу – оборонительная линия, укрепления юго-восточной части города. Это два района, портовый (порт располагался несколько левее) и так называемая «цитадель». Основные ориентиры – прямо подо мной античные городские ворота (вторая половина IV в. до н. э. – II в.н.э.), чуть дальше торчит «зуб»- остатки «башни номер XV», и в самой дали – круглые развалины самой мощной башни Херсонеса, юго-восточной круглой башни «Зенона».


Непосредственно сами древние ворота. В римское время они были заложены, и вместо них сооружены новые – чуть северо-западнее, к ним стала выводить главная продольная улица города. А после стену и ворота и вовсе занесло землей. Вообще, вот этот юго-восточный участок во многом был самым опасным и «проблемным» - во-первых, тут неподалеку был высокий холм, с которого город простреливался стрелами и метательными орудиями, а во-вторых, здесь стены выходили со скального основания, на котором в основном стоит Херсонес, в овраг, по которому постоянно несло наносы и наслоения. В общем, приходилось придумывать, как эти наплывы отводить, но и при этом стены постоянно надстраивались. Со временем, древние ворота оказались полностью под землей, и по совпадению ровно на их месте в IX в.н.э. сделали калитку для вылазок…


Вот эту систему греки называли «перибол». В сущности же нечто такое и в наших, древнерусских, городах встречается довольно часто. В районе главных ворот параллельно городской стене сооружается еще одна, внешняя стена – «протехисма», как ее называли опять же греки. И вход-въезд в город осуществляется по коридору между этими двумя стенами – смысл понятен: прорвавшись через внешние ворота или даже проломив стену, враги оказываются в этом самом «коридоре», где на них со всех сторон летят камни, стрелы, кипящая смола и прочие «приветы» от осажденных. В наших крепостях, сколь помню, такая штука называется «захаб». Греки же свой «перибол» соорудили где-то в конце I в.н.э., и регулярно подновляли – даже когда перестали пользоваться античными воротами, новые тоже были сделаны недалеко.

URL
2011-05-09 в 15:35 

Elendil
А еще в периболе откопали несколько античных захоронений – пристенных склепов, которыми пользовались самые богатые городские семьи. За ними виден остов прямоугольной привратной башни – после того, как ворота были заложены, ее перестроили в круглую…


«Башня номер XV» в античные времена, напротив, была круглой – а в византийские была перестроена в прямоугольную. Тогда же напротив нее выстроили башню на внешней стене, и соорудили между ними дополнительные ворота поперек «коридора».


Первоначально примерно в том месте, откуда снят этот снимок, стояла угловая башня (на одном из предыдущих кадров это место видно по деревянному прикрытию над руинами), и стена поворачивала к морю. Новый участок стен – «куртина» - был возведен, когда к городу «прирезали» кусок примерно в полгектара, который нынче называют «цитаделью». Это был наиболее уязвимый – и одновременно и наиболее защищенный участок укреплений. Впервые это произошло в конце III в до н.э., когда начала нарастать напряженность со скифами. Тогда же была построена новая юго-восточная башня, которая потом надстраивалась и укреплялась постоянно и многократно. Этот участок был настолько важен, что для кладки использовались даже надгробные плиты с ближайшего городского некрополя. Башню стали называть «башней Зенона» по имени византийского императора конца V в н.э., каменный блок с этим именем нашли на одной из кладок башни – хотя окончательных своих размеров (23 метра в диаметре) она достигла ажно к XI веку.


Внешние ворота в пристенный «коридор» и башня Зенона во всей своей красе.


Собственно, уже знакомый вид – снова от городских ворот, но уже больше на внутренние территории города, нежели на укрепление. Прямо по центру кадра – большое «общественное здание» античных времен; когда его впервые откопали, то по близости к воротам решили, что здесь размещался воинский гарнизон, и поименовали «казармой»; позже стали склоняться ко мнению, что оно скорее служило складом привозных товаров и пунктом сбора пошлин. Здание было снесено, и поверх него соорудили новые постройки, уже в римское время – во II – III в н.э., а вообще ныне видимая застройка портового района (на этом снимке и на следующем) принадлежит относительно поздним временам существования Херсонеса, тогда уже Херсона – XI веку и далее.

URL
2011-05-09 в 15:36 

Elendil
Вот одна из таких «поздних» построек – «храм с аркосолиями» XII века, времени, когда эпоха пышных базилики для Херсона уже прошла. «Аркосолии» - это вот те круглые «разгрузочные камеры» в стенах, служившие, поимио конструктивных целей, также и погребальными камерами-«костницами».
По путеводителю, за этим храмом, в углу стен, находился еще один, чуть более ранний, XI века, но тоже небольшой храм, который по найденному в нем маленькому оттиску печати именуется как «храм Святого Феодора», а по близости к городским стенам полагают, что это храм Феодора Стратилата, «военного» святого. Но я, увы, слишком уж вперемежку знакомился с литературой и совершал вылазки, так что на снимки у меня этот храм не попал…


Вот здесь проходила до III в до н. э. городская стена – выше я уже отмечал, что тогда к Херсонесу была пристроена «цитадель», на территорию которой сквозь сохраненную и постоянно подновлявшуюся «прежнюю» стену вела маленькая калитка. Больших ворот и широкой дороги здесь никогда не было – потому как назначение «цитадели» изначально было и оставалось сугубо военным.


Общий вид на цитадель. Не берусь говорить, что из видимых тут камней есть что – про экскурсовода я уже пожаловался, а по путеводителю не во всем и разберешься… Так или иначе, с момента своего появления «Цитадель» была предназначена для военных нужд. Видимо, здесь размещались присланные на помощь городу воины понтийского царя. Точно известно, что здесь стояли размещенные непосредственно в городе римские войска под командованием центуриона («домик командира» - вроде бы камни в левой части снимка), по центру стоял «официальный штаб» командующего всеми легионерами в Херсонесе и его округе (а основные силы присутствовавших римлян располагались не в городе), вдоль внешней стены (слева) были комнаты самих солдат, а в правом углу, под деревьями, - развалины легионерских бань-«терм». В византийское время тут помещался «преторий» - резиденция «командующего Херсонским военным округом» империи (просто не хочу швыряться умными терминами – так-то, как я понял, у них это называлось «фема») и прилагающаяся к оной церковь. Причина в общем-то понятна – «цитадель» и возводили-то изначально из оборонительных соображений, поэтому и было логично разместить введенных в город вояк именно в этом, самом важном месте.


Античный театр Херсонеса – единственный на территории бывшего СССР (что лишний раз подтверждает лично мое ощущение, которое, как мне кажется, если покопаться, окажется и научно обоснованным – что Херсонес и Танаис были в свое время городами «разного порядка»). Построили его в III в до н.э., причем ловко избежали лишних затрат, использовав для «театрона» - зрительских рядов – естественным склоном северного оврага. Изначально вмещал порядка 1000 человек, позже, в римскую эпоху, вместимость была расширена до 3000, а сама арена приспособлена помимо спектаклей для проведения гладиаторских боев. В конце IV в н.э., при распространении христианства, «игрища бесовские» были официально запрещены, и (хотя есть основания полагать, что «полностью христианским» Херсонес можно считать только с конца V века) театр был закрыт и натурально «стерт с лица земли» - место заровняли, и на нем выстроили два храма, развалины одного из которых видны и сейчас. Кстати, рядом с театром (если смотреть первый снимок, то на горке за ним) были сделаны в римские времена новые городские ворота.


Так сказать, «уходя, бросаю прощальный взгляд». Владимирский собор (будет чуть ниже) – хороший ориентир, и можно будет легко понять, откуда примерно я заснял этот вид на портовый район и «цитадель». На самом деле, у меня многое осталось за кадром- разбирательства, где чья усадьба в портовом районе, история переноса ближних к морю городских стен, возведения новых и разборки старых башен… Но не впихнешь же два путеводителя и толстую, страниц на 700, научно-популярную книгу впридачу, в отчет для дайри! Тем более, когда сам ты в археологии смыслишь, как баран в апельсинах, и вот право слово, поместив рядом две фотографии – одна – усадьба, скажем, гончара, а вторая – рыбака, сам я едва ли найду разницу…
Зато тут есть кое-что, имеющее отношение к истории, мягко говоря, куда как более новой. На снимке видна оконечность Карантинной Бухты, на которую собственно и выходил порт Херсонеса-Херсона. Сейчас это – один из… как же это назвать, не причал – потому как причалов несколько, а вообще такие вот объекты раскиданы по всему Севастополю… в общем, тут стоянка военных катеров нашего Черноморского Флота. И вот в левой части снимка стоит самый близкий к нам катер. Это по-настоящему боевой корабль – в конфликте с Грузией в 2008 году его огнем были потоплены три боевые единицы грузинского флота.

URL
2011-05-09 в 15:36 

Elendil
Владимирский собор (его было видно на фотографиях из «цитадели», да и вообще его хорошо видно даже из весьма отдаленных мест Севастополя, создавая ощущение обманчивой близости) – это скорее дань «российскому мифотворчеству». Легенду о крещении великого князя Киевского Владимира Красно Солнышко в Херсоне-Корсуни все мы знаем. Вот и спорят православные деятели, где же именно состоялось это крещение? Один из вариантов – некая «базилика святого Василия» (а Владимир в крещении был назван Василием), стоявшая на главной площади Херсона, античной, а позже и средневековой «агоре». Вот на ее месте и был выстроен собор Святого Владимира – заложенный при Александре II, в 1860-х годах.
Прошу понять правильно – слово «легенда» употреблял без усмешки, тем более, что взятие нашими русичами «Корсуни» - это и повод для законной гордости (до тех пор, собственно, город взять не удавалось никому; даже и путем хитрости, который применил наш князь), и исторически подтвержденный факт. Но вот поиски того самого «места крещения Владимира»… к тому же, деятельность монахов появившегося тут в XIX веке монастыря памятникам истории пользы не принесла… а про место крещения чуть ниже.


Владимирский собор же поставлен на месте главной площади античного Херсонеса и средневекового Херсона – агоры. Здесь был центр общественной (тут проходили народные собрания херсонеситов) и торговой жизни, и здесь же при раскопках были сделаны находки важных письменных памятников, памятных надписей, государственных декретов, и среди них – высеченный на особой стеле текст присяги на службу своему «полису» прошедших обучение в античное время юношей. В христианское время здесь находилось немало храмов, развалины одного из них у меня в кадре. Правда, языческий священный центр был в другом месте…


Главная продольная улица Херсонеса – сохраняла свое местоположение если не с древнейших времен, то по крайней мере с первого крупного роста города в конце V – начале IV в до н.э. В целом, строго продольно-поперечной планировке было характерно сохрарение мест улиц, и если поперечные при перестройках еще порой меняли свои места, то продольные оставались, хм «тверды и незыблемы».


Вот здесь на главной улице целый квартал занимает эллинистическая усадьба III в до н.э. – определенно, принадлежавшая очень знатной фамилии. А вообще, этот и соседний квартал – это самая древняя часть Херсонеса. Здесь были найдены жилища-землянки, принадлежавшие самым первым поселенцам, VI в до н.э. Что же касается крупных усадеб, то позже попадется еще одна похожая, на которой перед войной сделали примечательную находку…


В восточной части города (а нынче на восточном его краю, ибо все, что дальше, подмыто и обвалилось в море) главная улица выходит на Теменос – «священную площадь» Херсонеса, где стояли храмы эллинским богам. В частности, храм Афины, который херсонеситы именовали Парфеноном – и это название прижилось и ходило даже в средние века, перейдя уже на всю площадь. Но от античных времен тут остались только камни мостовой – им около двух тысяч лет; все храмы же были снесены при «христианизирующей» перестройке города в VI веке, и на площади появилась базилика, которую предположительно именуют базиликой Святого Петра. Чуть дальше, на восточном краю площади, стояло здание городского архива – но ныне оно все обвалилось в море.

URL
2011-05-09 в 15:36 

Elendil
Немного вернувшись назад и свернув по поперечным улицам к северному берегу-обрыву, приходим к грандиозному комплексу развалин на месте самого большого христианского храма Херсонеса. По имени раскопавшего эти руины в 1853 году графа Уварова эту базилику назвали «Уваровской». Хотя по сути это было то, что мы сейчас называем «кафедральным собором» - главный храм Херсонеса, точнее, уже византийского Херсона. Построили его в VI – VII веках, и ради этого даже снесли другой стоявший на этом же месте храм V века, поменьше. И собственно, базилика – это не только базилика, но и целый комплекс сопутствующих построек – передний двор с окружающими пристройками, где перед главными службами собирались верующие, баптистерий – крестильня, и уже второе место, где, предположительно, могли крестить князя Владимира (в 1998 году деятели православной церкви внаглую ввинтили на древние камни металлическую ротонду как «памятный знак», не удосужившись даже получить ращрешение у администрации заповедника). Наконец, с юга к базилике примыкает крупная жилая усадьба, которую полагают домом высокопоставленного священника – епископа Херсона? Предположительно, освящен главный херсонский храм был в честь апостолов Петра и Павла.
Табличка на здании базилики указывает, что храм был разрушен в X веке. Однако в путеводителях мне информацию на эту тему найти не удалось…


Чуть западнее по пути от базилики имеется смотровая площадка с установленным на ней колоколом. На этом снимке – вид с этой площадки в восточную сторону, к Уваровской базилике. На переднем же плане – руины с тремя окнами в поперечной стенке – это остатки городской общественной бани, действовавшей в VI – X веках.


Это вид с той же смотровой площадки, но уже в западную сторону. Зеленый откос прямо на переднем плане – место, где проходила самая древняя античная оборонительная стена Херсонеса, построенная в V в до н.э. При расширении территории Херсонеса уже лет сто спустя она была практически полностью разобрана. Отмечаем в качестве ориентира еще одну полукруглую смотровую площадку – там проходит одна из поперечных улиц, и сразу за ней находится один из самых примечательных кварталов во всем городе. А также – виднеющиеся вдали колонны так называемой «базилики 1935 года».


А это вид практически с той же точки, но немного левее, в сторону центральной части Херсонеса. Руины с большой полукруглой аркой – это остатки постоялого двора, то есть попросту – гостиницы для приезжих XI – XIII века. А чуть подальше , в правой части снимка – виден практически целехонький короб каменной кладки…


Это небольшая «квартальная» церковь-усыпальница поздних времен, когда в Херсоне стали отходить от больших базилик (одна такая уже попадалась в портовом районе, «храм с аркосолиями»). Построена она в XII – XIII веках, а сейчас немного отреставрирована. Торец со входом в нее выходит на ту самую поперечную улицу, что приводит к полукруглой смотровой площадке.

URL
2011-05-09 в 15:37 

Elendil
А по диагонали от квартала с этой церковью – квартал, о котором я выше говорил как об «одном из самых интересных». Ближайшая к нам (и к предыдущей церкви) на этом снимке часть по археологическим находкам славяно-русской принадлежности была определена как «русское подворье», действовавшее в X – XII веках. Ну, удивляться тут нечему – Херсон ведь к Киеву был наиболее близким византийским городом, и если войной на него ходили только один раз, то логично предположить, что купцы прибывали сюда неоднократно. По сохранившимся в летописи договорам с греками известно, что в Константинополе русским купцам было отведено «под постой» особое место – отсюда можно предположить, что и в другом крупном городе, Херсоне, было нечто подобное.


Но вообще, этот квартал перестраивался неоднократно. Наиболее древняя его часть – та, что на снимках дальняя от нас, как бы небольшая впадинка с прямоугольным возвышением в центре. Здесь стоял занимавший большую часть квартала эллинистический дом, выстроенный в IV – III веках до н.э. – а точнее, не только дом, а целый комплекс построек усадьбы. Позднее он по какой-то причине был разобран, и примерно во II в н.э. в дальнем левом углу второго снимка этой группы появился большой (но меньше этого старого) дом, принадлежавший виноделу, а ближе к нам, на переднем плане снимка – остатки усадьбы, принадлежавшей рыбопромышленнику тех же времен. Здесь были жилые постройки, а через дорогу находились громадные каменные цистерны для засолки рыбы (они у меня за спиной).


Обычно не в моих правилах вывешивать предметы из музейной экспозиции, а особенно еще и те, что сам своими глазами не видел. Но тут сделаю исключение, связанное как раз с этим самым эллинистическим домом. При его раскопках была найдена, как я ее назвал, «античная порнография» - большая мозаика, украшавшая пол одного из помещений дома. Экскурсовод, когда я употребил это шутливое название, тоже полу в шутку, но все же возмутилась – «это не порнография, это искусство!» Ну… собственно, не спорю. Да и вообще, подобные крупные художественные находки встречаются, насколько я знаю, нечасто – и вот, в Херсонесе такое тоже есть!
Эти две обнаженные дамы поначалу были названы просто «купальщицами», а само помещение, пол которого украшала мозаика, посчитали остатками ванной комнаты. Позже пришли к выводу, что фигуры изображают богиню Афродиту в двух ипостасях, а само помещение (не знаю, по каким признакам, просто цитирую по путеводителям) оказалось комнатой для мужских пиршеств – «андроном». Хм… ну вот я не знаю, как-то, пировать, попирая ногами изображение богини… странные они люди, древние греки, в общем 
Как я уже сказал, фотография сделана не «вживую» - античный отдел музея у них пятый год на ремонте Поэтому просто сосканировал из путеводителя……

URL
2011-05-09 в 15:37 

Elendil
Об этом здании я уже говорил выше – его принято называть «базиликой 1935 года» по году, когда его раскопали. А еще его сохранившаяся стена и установленные в вертикальное положение найденные при раскопках колонны считаются «визитной карточкой» Херсонеса. Когда-то, будучи маленьким и в первый раз побывав в Херсонесе (1990-й год, я тогда как раз знакомился в греческой мифологией), я отчего-то отложил в памяти, что это руины античного храма. В этот раз специально спросил у экскурсовода, который именно вел нас по Херсонесу – тот рассказал, что на месте этой базилики был храм, посвященный Зевсу, и собственно из него она и была перестроена. Ну, не знаю… «Экскурсия» по Херсонесу у нас получилась куцая, вел ее дядька, который вообще-то обычно водит по самому Севастополю, и хорошо знает историю Черноморского флота… а вот по части античности и средневековья я все-таки как-то больше доверяю путеводителям. Тем боле что во всех трех, что у меня есть, ни о каком Зевсе нет ни слова, вообще сказано, что все храмы греческих богов стояли на «теменосе» в восточной части. Другой, меньший храм на месте «базилики 1935» и в самом деле был, существовал примерно с начала нашей эры по V век, когда разрушился, по-видимому, от землетрясения. Вот только была это…синагога, принадлежавшая жившей в Херсонесе иудейской общине. А в VI – VII веке была построена на ее месте вот эта самая базилика – это именно базилика, сиречь христианский храм.


Просто небольшой обзорный вид на все, о чем я тут наговорил выше – смотровые площадки, базилику 1935, квартал с голыми Афродитами и прочее.


И еще один вид с той же точки – но чуть правее. Здесь вдалеке виден еще один относительно неплохо сохранившийся храм со стоящими колоннами…


Его принято называть «базилика в базилике», потому как это на самом деле остатки двух храмов, один из которых был построен на развалинах другого. Первый, крупная базилика с крещальным комплексом, был выстроен в середине VI века – сохранились мозаичные плиты его полов, которые я выложу чуть ниже. Когда эта базилика оказалась разрушена, точно неизвестно, но полагают, что все эти крупные базилики рухнули в Херсоне в XI веке, когда город был разрушен сильным землетрясением. И как раз после этого стали строить небольшие «квартальные храмы» - появился такой и тут, и он еще покрупнее, чем встречавшиеся раньше, в нем вон даже колонны есть.


Вернувшись немного назад, откуда делал «обзорные кадры», перебрался через высокий гребень холма и дошел до западного района города – он пока что менее исследован, чем восточные районы. Тем не менее, на снимке видно окончание западной оборонительной стены, а перед ним - остатки так называемой «западной базилики». Исследователи полагают, что это был храм в честь Святого Леонтия, и находился он на территории женского монастыря. Сооружена базилика была, как и почти все крупные храмы, в VI веке, а разрушена – в Х, правда, не от землетрясения. Полагают, что именно с этой стороны город осаждали войска князя Владимира, и именно ему приписывают разорение «западной базилики» - хотя в целом нельзя сказать, что Владимир произвел в Херсоне-Корсуни сильные разрушения; скорее наоборот – поскольку город во-первых бял взят не приступом, а сдался сам после предательства, а во-вторых, князь его удерживал как своего рода «залог» перед византийским императором, то и обращались его воины с этим «залогом» довольно аккуратно.


Еще один снимок оконечности западной оборонительной стены – на сей раз, с внешней стороны.


К слову об искусстве. Пример античного памятника я вешал, наверное, стоит поместить и кое-что из византийского периода, тем более, что в отличие от купающихся Афродит, эти мозаики я видел отчасти и сам. Под навесами в музейном дворике представлены мозаичные полы, принесенные из «базилики в базилике».


А в средневековом отделе музея показывают фрагмент мозаичного пола загородного храма Богородицы – по названию понятно, что этот храм был построен вне линии городских стен (на моих фотографиях его нет, не хватило сил отыскать это место…)


А также помимо мозаик, есть пример того, что в Херсонесе применялась и фресковая роспись. Вот эта реконструкция принадлежит храму, стоявшему на месте «базилики 1935 года» - предположительно, бывшему синагогой.


Ну вот на этом собственно и все. Как и всегда, традиционно извиняюсь за сумбурность, хаотичность, путаницу в терминах и все такое прочее (одно смешение мной слов «античный» и «эллинистический» чего стоит…)

URL
   

Записки Скитальца. Цитадель Фингонион.

главная