Рассказывать о том, как я добирался до Херсонеса – история отдельная, может быть, напишу отдельный пост, в целом посвященный всему этому выезду в Севастополь и все прилагающееся. Сейчас – конкретно о самом Херсонесе, мысль доехать до которого у меня неотступно сидела уже с 2007 года – когда мне довелось побывать на раскопках Танаиса под Ростовом.
Как водится, сперва пишу небольшой «исторический очерк», набранный – как и весь этот отчет – по материалам ажно трех путеводителей (ладно, это уже несколько преувеличение – на самом деле, хватило бы и одного…)читать дальше Итак, основан Херсонес был в ходе Великой Эллинской колонизации, в середине VI века до н.э. Первые поселенцы прибыли с южного берега Черного моря, из полиса Гераклеи Понтийской – и принадлежали они к эллинской народности дорийцев, которые, в отличие от прочих, с местными «варварами» не стремились договариваться, а старались оным варварам с ходу и качественно вломить. Надо сказать, что местные крымские «варвары», некие «тавры», в какой-то мере нарывались сами – если у их берега терпел крушение эллинский корабль, то выживших греков тавры ничтоже сумняшеся приносили в жертву своей главной богине, которая, при своем кровожадном облике, носила нежно-романтическое имя Дева. Что интересно, даже когда тавры перестали представлять опасность, культ этой самой Девы в Херсонесе сохранился. Ее имя входило в ряд богов, которыми клялись приносившие присягу граждане, причем именно как «Дева», несмотря на то, что греки объединили ее образ с Артемидой.
Из Гераклеи же прибыла вторая волна поселенцев – сто лет спустя, в середине V века до н.э. В Гераклее произошло изменение политического строя, к власти пришел единоличный правитель, и «сторонники демократии» предпочли переселиться в Тавриду. С этого-то переселения и начался первый расцвет города. Его территория была расширена, а окрестности, Геркалейский полуостров, на котором нынче собственно и стоит Севастополь, были поделены на земельные наделы, переданные в собственность всем свободным гражданам полиса, и засажены виноградом. Одновременно они серьезно потеснили тавров и начали осваивать всю юго-западную и западную часть Крыма – вплоть до и даже севернее Евпатории (на месте которой основали город Керкенитиду) – те края стали «житницей» Херсонесского государства, поставляющей городу хлеб.
Однако к середине III века до н.э. деятельность этого греческого государства оказалась не по душе населявшим северную часть Крыма скифам. А скифы, не чета предыдущему противнику – таврам, как известно, были народом многочисленным, разнообразным и воевать умели. Да и плодородные земли, занятые пашнями выходцев из Херсонеса, они совершенно справедливо рассудили, что сумеют засевать и сами. И начались войны, длившиеся больше века. И Херсонесу в этих войнах пришлось несладко – государство, как таковое, перестало существовать, были утеряны, и уже никогда больше под руку Херсонеса не вернулись, земли западного Крыма, и в конечном счете в 120 – 110-м годам до н.э. скифы стали угрожать уже самому городу.
У Херсонеса не оставалось иного выхода, кроме как попросить о помощи могущественного в тех краях правителя Понтийского царства, Митридата Евпатора. Вообще, договор с Понтийским царством (в его состав вошла и Гераклея, прежняя «метрополия» Херсонеса, а столицей его был Сионп на южном берегу Черного моря) был заключен еще в 179 году, и его текст даже отыскали при раскопках. Тот откликнулся, прислал войско во главе с полководцем Диофантом, и Диофант в двух кампаниях к 110 году до н.э. полностью разгромил скифов. Однако, платой за эту помощь стало подчинение города Понтийскому царю.
Видимо, чем-то это самое Понтийское царство было херсонеситам исторически неприятно, потому как при первой возможности они предпочли перейти под любую другую руку, только бы подальше от них. Другая рука отыскалась быстро – царь Митрилат давно не на жизнь, а на смерть дрался с активно наступающим Римом (тогда еще не империей). Правящая верхушка Херсонеса предпочла договориться с Римским государством о вхождении города в него на правах автономии. С воцарением в Риме Октавиана Августа это совершилось – жители Херсонеса еще и вовремя «подсуетились», оказав помощь римлянам в борьбе с потомком Митридата, попытавшимся восстановить разбитое и покоренное к тому моменту царство. Однако полноценной частью Римской Империи Херсонес не стал, а оставался союзным «государством», находящимся в «зоне влияния». Тем не менее, в городе и в первую очередь в его окрестностях стояли римские войска.
Что-то я затягиваю… придется дальше «галопом по Европам»… Великое Переселение Народов, как ни странно, Херсонес не затронуло – никакие варварские племена на него не нападали. После разделения Римской Империи город стал частью империи Византийской, и дальнейшая его судьба была уже полностью связана с ней. Поначалу Крым вообще и Херсонес, ставший к тому моменту называться Херсоном, находился под «совместным правлением» Византии и Хазарского каганата, но потом в Хазарии сменилась власть, отношения с Византии и Хазарии испортились, и тогда Херсонес и прилегающие крепости на южном берегу Крыма стали одним из «военных округов» Византии. Херсон был от империи в сильной зависимости, потому как сельское хозяйство там так и не оправилось после разорения скифами, и город испытывал постоянную потребность в поставках продовольствия извне. Основной же деятельностью самих херсонитов стал промысел рыбы, добыча соли и посредническая торговля с народами северного Причерноморья – кочевниками вроде печенегов или позже половцев, а позже и с Киевской Русью, и с Золотой Ордой.
Христианство в Херсоне укоренилось относительно поздно по сравнению с центральными областями Империи – где-то к концу V века. Причем поначалу это было то направление, которое отрицало телесную сущность Христа и полагало иконы и образы святых чуть ли не идолопоклонством, и лишь позднее религия приняла форму ортодоксального православия. Зато итогом стало то, что в VI веке город подвергся серьезной перестройке и перепланировке, когда вместо храмов эллинских богов были выстроены многочисленные грандиозные базилики. К слову о христианстве, думаю, пересказывать «корсунскую легенду» о крещении здесь великого князя Владимира мне не нужно – ее и так все знают. Отмечу только, что именно князю Владимиру первым в истории удалось город захватить – и то не штурмом, а хитростью…
Ну и дальнейшая судьба Херсона полностью повторяет судьбу Византии – вместе с империей он пережил расцвет в X – XI веках, вместе с нею стал клониться к упадку в конце XII. После взятия Константинополя крестоносцами и последующего «возрождения», если это можно было так назвать, того, что осталось от Византии в 1260-х годах Крым оказывается в руках генуэзских купцов, ставших основывать там свои фактории. Не обошли они стороной и Херсон, ставший для них одним из перевалочных пунктов, транзитных портов. В конце века, в 1299 году, Херсон впервые взят штурмом, сожжен и разграблен татарским темником Ногаем, а еще век спустя – мурзой Едигеем. По сути, это и стало для города крахом, и в XV веке он окончательно захирел и был покинут последними жителями. Турки-османы, придя в Крым, застали Херсонес-Херсон уже опустевшим.
Уф, вроде бы все, и теперь непосредственно о том, что сейчас там можно увидеть. Видимо, уже в комментах.
Херсонес, отчет по трехдневному лазанию по руинам.
Рассказывать о том, как я добирался до Херсонеса – история отдельная, может быть, напишу отдельный пост, в целом посвященный всему этому выезду в Севастополь и все прилагающееся. Сейчас – конкретно о самом Херсонесе, мысль доехать до которого у меня неотступно сидела уже с 2007 года – когда мне довелось побывать на раскопках Танаиса под Ростовом.
Как водится, сперва пишу небольшой «исторический очерк», набранный – как и весь этот отчет – по материалам ажно трех путеводителей (ладно, это уже несколько преувеличение – на самом деле, хватило бы и одного…)читать дальше
Уф, вроде бы все, и теперь непосредственно о том, что сейчас там можно увидеть. Видимо, уже в комментах.
Как водится, сперва пишу небольшой «исторический очерк», набранный – как и весь этот отчет – по материалам ажно трех путеводителей (ладно, это уже несколько преувеличение – на самом деле, хватило бы и одного…)читать дальше
Уф, вроде бы все, и теперь непосредственно о том, что сейчас там можно увидеть. Видимо, уже в комментах.