читать дальше
В истории Средиземья нет области более полной проблем, нежели история Галадриэль и Келеборна, и следует признать, что есть несколько несоответствий, «известных традиционно»; или, с другой стороны, роль и значимость Галадриэль просто медленно проявлялись, и ее история претерпевала постоянные обновления.
Так, в общих чертах, очевидно, что согласно первоначальной концепции полагалось, что Галадриэль ушла на восток через горы из Белерианда одна, до окончания Первой Эпохи, и встретила Келеборна в его собственной стране – Лориене; это четко отражено в неопубликованных записях, и та же идея стоит за словами Галадриэль к Фродо в «Братстве Кольца II-7», где она говорит о Келеборне, что «Он жил на Западе со дней рассвета, и я жила с ним вместе бессчетные годы»; ведь после падения Нарготронда и Гондолина я перешла через горы, и мы вместе вели наш долгий бой в этом мире на протяжении столетий». По всей вероятности, по этой концепции Келеборн был Нандором (то есть одним из тех Телери, что отказались пересечь Мглистые Горы во время Великого Похода от Куивиэнена).
С друг ой стороны, в Приложении В к «властелину Колец» появляется следующая версия истории; отмечено, что в начале Второй Эпохи «В Линдоне к югу от Луны временно жил Келеборн, родич Тингола; его женой была Галадриэль, величайшая из эльфийских женщин». А в примечаниях к «Te Road Goes Ever On And On” (1968 г., стр.60) сказано, что Галадриэль «перешла через горы Эредлуин со своим мужем Келеборном (одним из Синдар) и ушла в Эрегион».
В «Сильмариллионе» есть упоминание о встрече Галадриэль и Келеборна в Дориате и о его родстве с Тинголом; равно как и об их пребывании среди Эльдар, которые остались в Средиземье после окончания Первой Эпохи.
Причины и мотивы для решения Галадриэль остаться в Средиземье различны. Только что процитированный отрывок из “The Road…” говорит четко: «После падения Моргота и завершения Первой Эпохи на ее возвращение был наложен запрет, и она ответила гордо, что у нее и желания такого не была». Во «властелине Колец» нет столь четкого заявления, но в письме, написанном в 1967 г., отец заявлял:
Изгнанникам было разрешено вернуться – за исключением нескольких главных зачинщиков восстания, из которых к временам «Властелина Колец» оставалась только Галадриэль. Во время своего Плача в Лориене она верила, что так будет вечно, сколько будет существовать Земля. Поэтому она завершает свою песню с желанием или молитвой, что Фродо в качестве особой благодарности будет позволено очистительное (но не «штрафное» (penal)) путешествие в Эрессеа, остров в виду Амана, хотя для нее этот путь закрыт. Ее молитва была услышана - но также был снят и ее собственный запрет, в награду за ее помощь против Саурона, и прежде всего за ее отказ от предложения взять Кольцо. Так в конце мы видим ее на корабле.
Это замечание, само по себе очень позитивное, не демонстрирует, однако, что концепция запрета на возвращение Галадриэль на Запад присутствовала, когда писалось «Прощание с Лориеном», за много лет до того; и я склонен думать, что таковой не было.
В очень позднем и в основном филологическом эссе, несомненно написанном позже публикации “The Road…”, история звучит совершенно иначе:
Так, в общих чертах, очевидно, что согласно первоначальной концепции полагалось, что Галадриэль ушла на восток через горы из Белерианда одна, до окончания Первой Эпохи, и встретила Келеборна в его собственной стране – Лориене; это четко отражено в неопубликованных записях, и та же идея стоит за словами Галадриэль к Фродо в «Братстве Кольца II-7», где она говорит о Келеборне, что «Он жил на Западе со дней рассвета, и я жила с ним вместе бессчетные годы»; ведь после падения Нарготронда и Гондолина я перешла через горы, и мы вместе вели наш долгий бой в этом мире на протяжении столетий». По всей вероятности, по этой концепции Келеборн был Нандором (то есть одним из тех Телери, что отказались пересечь Мглистые Горы во время Великого Похода от Куивиэнена).
С друг ой стороны, в Приложении В к «властелину Колец» появляется следующая версия истории; отмечено, что в начале Второй Эпохи «В Линдоне к югу от Луны временно жил Келеборн, родич Тингола; его женой была Галадриэль, величайшая из эльфийских женщин». А в примечаниях к «Te Road Goes Ever On And On” (1968 г., стр.60) сказано, что Галадриэль «перешла через горы Эредлуин со своим мужем Келеборном (одним из Синдар) и ушла в Эрегион».
В «Сильмариллионе» есть упоминание о встрече Галадриэль и Келеборна в Дориате и о его родстве с Тинголом; равно как и об их пребывании среди Эльдар, которые остались в Средиземье после окончания Первой Эпохи.
Причины и мотивы для решения Галадриэль остаться в Средиземье различны. Только что процитированный отрывок из “The Road…” говорит четко: «После падения Моргота и завершения Первой Эпохи на ее возвращение был наложен запрет, и она ответила гордо, что у нее и желания такого не была». Во «властелине Колец» нет столь четкого заявления, но в письме, написанном в 1967 г., отец заявлял:
Изгнанникам было разрешено вернуться – за исключением нескольких главных зачинщиков восстания, из которых к временам «Властелина Колец» оставалась только Галадриэль. Во время своего Плача в Лориене она верила, что так будет вечно, сколько будет существовать Земля. Поэтому она завершает свою песню с желанием или молитвой, что Фродо в качестве особой благодарности будет позволено очистительное (но не «штрафное» (penal)) путешествие в Эрессеа, остров в виду Амана, хотя для нее этот путь закрыт. Ее молитва была услышана - но также был снят и ее собственный запрет, в награду за ее помощь против Саурона, и прежде всего за ее отказ от предложения взять Кольцо. Так в конце мы видим ее на корабле.
Это замечание, само по себе очень позитивное, не демонстрирует, однако, что концепция запрета на возвращение Галадриэль на Запад присутствовала, когда писалось «Прощание с Лориеном», за много лет до того; и я склонен думать, что таковой не было.
В очень позднем и в основном филологическом эссе, несомненно написанном позже публикации “The Road…”, история звучит совершенно иначе:
Галадриэль и ее брат Финрод были детьми Финарфина, второго сына Индис. Финарфин был от своей матери хорош и умом, и телом, имея золотые волосы Ваниар, их мудрый и мягкий нрав и их любовь к Валар. Как мог, он держался в стороне от склок своих братьев и их отчуждения от Валар, и он часто сеял мир среди Телери, чей язык изучал. Он женился на Эарвен, дочери Короля Ольвэ из Алквалонде, и его дети были таким образом родней Королю Элу Тинголу из Дориата в Белерианде, ведь тот был братом Ольвэ; и это родство повлияло на их решение примкнуть к Исходу и оказалось очень важным впоследствии в Белерианде. Финрод был подобно отцу красив лицом и имел золотые волосы, и также мудрое и generous сердце, хотя была в нем и храбрость Нолдор, а в молодости их eagerness и неспокойствие; а от матери-Телери он получил любовь к морю и мечты о далеких землях, которые он никогда не видел. Галадриэль была величайшей из Нолдор, за исключением разве что Феанора, хотя она была мудрее него, и мудрость ее возрастала с годами.
Ее материнское имя было Нэрвен («дева-муж»?) (1), и она выросла ростом выше, чем даже обычные женщины Нолдор; она была сильной телом, умная и волевая, сочетая в себе черты хранителей знаний и атлетов Эльдар времен их молодости. Даже среди Эльдар она считалась красавицей, а ее волосы почитались невиданным чудом. Они были золотыми, как у ее отца и ее бабушки Индис, но гуще и ярче, ведь их золото было тронуто звездным светом серебра ее матери; и Эльдар говорили, что свет Двух Древ, Лаурелина и Тельпериона, вплетался в ее локоны. Многие думали, что эти самые слова впервые навели Феанора на мысль заключить и сохранить свет Древ, что позже в его руках обрела форму Сильмарилов. Ведь Феанор глядел на волосы Галадриэль с восхищением и вожделением. Он трижды просил подарить ему локон, но Галадриэль не дала ему ни единой пряди. Эти двое родичей, величайшие из Эльдар Валинора, всегда были недругами.
Галадриэль родилась в блеске Валинора, но было это незадолго, по счету Благословенной Земли, до его затемнения; и на этом ее мир и покой закончились. Поскольку в это суровое время, посреди бунта Нолдор, она металась меж путей. Она была горда, сильна и своенравна, как и все потомки Финве, кроме Финарфина; и, как ее брат Финрод, из всех родичей самый близкий ее сердцу, она мечтала о далеких землях и владениях, которые могут принадлежать ей самой, без надзора свыше. Но еще глубже таился в ней мудрый и рассудительный дух Ваниар и почтение к Валар, о котором она не могла забыть. С самых молодых лет она владела чудесным даром видеть в чужих умах, но судила о них с милостью и пониманием, и она согласилась с доброй волей всех, за исключением лишь Феанора. В нем она увидела тьму, которую она ненавидела и страшилась, хотя она и не заметила, что тень того же зла пала на умы всех Нолдор, и на нее саму тоже.
Так оно и случилось, что, когда свет Валинора угас, навсегда, как думали Нолдор, она примкнула к восстанию против Валар, приказавших им остаться; и как только она вступила на путь изгнания, она не колебалась, а отбросила последнее послание от Валар, и попала под Проклятье Мандоса. Даже после безжалостного нападения на Телери и увода их кораблей, хотя она и сражалась яростно против Феанора, защищая родичей своей матери, она не повернула назад. Ее гордость не позволяла вернуться и, побежденной, просить прощения; но теперь она пылала желанием следовать за Феанором со своей местью, в какую бы землю тот ни пришел, и биться с ним всеми возможными способами. Гордость все еще вела ее, когда, в завершение Древних Дней, после низвержения Моргота, она отказалась от прощения Валар для всех, кто сражался с ним, и осталась в Средиземье. Прошло еще две долгих эпохи, когда наконец к ней пришло все, о чем она мечтала в юности, Кольцо Власти и владычество над Средиземьем, о котором она грезила, но ее мудрость выросла окончательно, и она отказалась и, пройдя испытание, навсегда покинула Средиземье.
Это последнее предложение тесно связано со сценой в Лотлориене, когда Фродо предложил Единое Кольцо Галадриэль: «И теперь наконец свершилось. Ты сам отдашь мне Кольцо! На место Темного Властелина ты возведешь Владычицу».
В «Сильмариллионе» сказано, что во время восстания Нолдор в Валиноре Галадриэль
Жаждала уйти. Она не приносила клятвы, но слова Феанора про Средиземье тронули ее сердце, ведь она хотела увидеть огромные безнадзорные земли, и править королевством по своей воле.
В этом рассказе, однако, есть несколько моментов, от которых нет ни следа в «Сильмариллионе»: родство детей Финарфина с Тинголом как фактор, влияющий на их решение примкнуть к восстанию к Феанора; особая неприязнь и недоверие Галадриэль к Феанору с самого начала, и эффект, который она производила на него; и сражение в Алквалонде между самими Нолдор – Ангрод говорил Тинголу в Менегроте лишь только то, что дети Финарфина неповинны в убийстве Телери. Наиболее примечательно в данном фрагменте, однако, четкое утверждение, что Галадриэль отвергла прощение Валар в конце Первой Эпохи.
Позже в этом эссе сказано, что, хотя мать и звала ее Нэрвен, а отец – Артанис («знатная женщина»), имя, выбранное ею в качестве своего синдарского имени, было Галадриэль «потому что это было самое красивое из ее имен, и было дано ей ее возлюбленным, Телепорно из Телери, за которого она вышла замуж позже в Белерианде». Телепорно – это Келеборн, здесь имеющий иную историю, что обсуждается ниже; о самом имени см. Приложение Е.
Совершенно иная история, придуманная, но так никогда и не рассказанная, о действиях Галадриэль во время восстания Нолдор появляется в очень поздней и частично нечитаемой записке: последней записке отца на тему Галадриэль и Келеборна, и возможно последней о Средиземье и Валиноре, написанной в последний месяц его жизни. В ней он обрисовал ведущий статус Галадриэль еще в Валиноре, равный, если не превосходящий Феанора; и здесь сказано, что после присоединения к бунту Феанора она во всем ему противостояла. Она действительно желала покинуть Валинор и уйти в большой мир Средиземья для приложения своих талантов; ведь, будучи искусной умом и быстрой в действии, она уже получила все, что могла получить, из обучения, которое Валар считали достаточным для Эльдар, и она чувствовала себя неуютно под контролем в Амане. Это желание Галадриэль было, видимо, известно Манве, и он не ставил ей запретов; но также ей не давали и формального разрешения на уход. Перебирая, что она может сделать, мысли Галадриэль обратились к кораблям Телери, и она на время отправилась жить с родней своей матери в Алквалонде. Там она встретила Келеборна, который здесь снова принц Телери, внук Ольвэ из Алквалонде и таким образом ее близкий родич. Вместе они задумали построить корабль и отплыть в Средиземье; и они были готовы искать дозволения Валар на свое путешествие, когда Мелькор бежал из Валмара и, вернувшись с Унголиант, уничтожил свет Древ. В бунте Феанора, последовавшем за Затемнением Валинора, Галадриэль не участвовала: на деле, она вместе с Келеборном героически сражалась, защищая Алквалонде от нападения Нолдор, и корабль Келеборна удалось сохранить. Галадриэль, покидая Валинор и ужаснувшаяся жестокости Феанора, отплыла в темноту, не дожидаясь дозволения Манве, которое несомненно состояло бы в тот час, однако при том узаконило бы само ее желание. Таким образом, она попала под запрет, наложенный на всех уходящих, и Валинор был закрыт для ее возвращения. Но они вместе с Келеборном добрались до Средиземья немного быстрее Феанора, и приплыли в гавань, где правил Кирдан. Там их приняли с радостью, как родичей Эльвэ (Тингола). Годы спустя они не присоединились к войне против Ангбанда, которую считали безнадежной под запретом Валар и без их помощи; их совет был покинуть Белерианд и собраться с силами на Востоке (где, как они опасались, Моргот может наращивать силы), подружившись и обучая Темных Эльфов и Людей тех земель. Но такая политика не могла найти поддержки среди эльфов Белерианда, и Галадриэль с Келеборном отправились за Эред Линдон до окончания Первой Эпохи; и когда они получили разрешение Валар вернуться на Запад, они отклонили его.
Этот рассказ, выводящий Галадриэль из всякой связи с восстанием Феанора, даже вплоть до ее самостоятельного отплытия (с Келеборном) из Амана, существенно отличен от всего, рассказанного во всех иных местах. Он вырос из «философских» (больше, чем из «логических») предположений, касающихся природы неудобства Галадриэль в Валиноре с одной стороны и ее силы и положения в Средиземье с другой. То, что это могло бы повлечь значительные изменения в сюжете «Сильмариллиона», очевидно; но отец несомненно собирался на это пойти. Здесь можно отметить, что Галадриэль не появляется в оригинальном рассказе о восстании Нолдор, который существовал задолго до ее введения; а также, конечно, что после ее появления в рассказах о Первой Эпохе ее действия все еще могли радикально меняться, поскольку «Сильмариллион» не был издан. Изданная книга, однако, была сформирована из законченных рассказов, и я не мог вводить лишь только задуманные изменения.
С другой стороны, превращение Келеборна в Телери из Амана противоречит не только утверждениям «Сильмариллиона», но также и цитированному уже из “The Road…” и Приложения В «Властелина Колец», где Келеборн – это Синдар из Белерианда. Что касается того, зачем требовалось это фундаментальное изменение в его истории, можно ответить, что оно выросло из нового сюжетного элемента – отплытия Галадриэль из Амана отдельно от войска мятежных Нолдор; но Келеборн уже превратился в Телери и в выше цитированном тексте, где Галадриэль участвовала в восстании Феанора и походе из Валинора, в котором нет указаний, как Келеборн попал в Средиземье.
Боле ранняя история (безотносительно вопроса о запрете и прощении), к которой относятся положения «Сильмариллиона», “The Road…” и Приложения В «Властелина Колец», совершенно ясна: Галадриэль, придя в Средиземье как одна из лидеров второй группы Нолдор, встретила Келеборна в Дориате, и позже вышла за него замуж; он был внуком брата Тингола Эльмо – туманной фигуры, о котором неизвестно ничего, кроме того что он был младшим братом Эльвэ (Тингола) и Ольвэ, и был «любим Эльвэ, с которым он остался» (сын Эльмо носит имя Галадон, а его дети – Келеборн и Галатил; Галатил был отцом Нимлот, которая вышла замуж за Диора Наследника Тингола и была матерью Эльвинг. По этой генеалогии Келеборн был родичем Галадриэль, внучки Ольвэ из Алквалонде, но не таким близким, как в варианте, где он стал внуком Ольвэ). Естественно предположить, что Келеборн и Галадриэль присутствовали при падении Дориата (в одном месте сказано, что Келеборн «избежал ловушки в Дориате»), и возможно помогли Эльвинг бежать в Гавани Сириона с Сильмарилом – но это нигде не утверждается. Келеборн упомянут в Приложении В «Властелина Колец» как живший временно в Линдоне к югу от Луны (2); но в ранние годы Второй Эпохи они перешли через горя в Эриадор. Их последующая история, на той же фазе (назовем это так) творчества отца, пересказана в коротком рассказе, следующем здесь.
В «Сильмариллионе» сказано, что во время восстания Нолдор в Валиноре Галадриэль
Жаждала уйти. Она не приносила клятвы, но слова Феанора про Средиземье тронули ее сердце, ведь она хотела увидеть огромные безнадзорные земли, и править королевством по своей воле.
В этом рассказе, однако, есть несколько моментов, от которых нет ни следа в «Сильмариллионе»: родство детей Финарфина с Тинголом как фактор, влияющий на их решение примкнуть к восстанию к Феанора; особая неприязнь и недоверие Галадриэль к Феанору с самого начала, и эффект, который она производила на него; и сражение в Алквалонде между самими Нолдор – Ангрод говорил Тинголу в Менегроте лишь только то, что дети Финарфина неповинны в убийстве Телери. Наиболее примечательно в данном фрагменте, однако, четкое утверждение, что Галадриэль отвергла прощение Валар в конце Первой Эпохи.
Позже в этом эссе сказано, что, хотя мать и звала ее Нэрвен, а отец – Артанис («знатная женщина»), имя, выбранное ею в качестве своего синдарского имени, было Галадриэль «потому что это было самое красивое из ее имен, и было дано ей ее возлюбленным, Телепорно из Телери, за которого она вышла замуж позже в Белерианде». Телепорно – это Келеборн, здесь имеющий иную историю, что обсуждается ниже; о самом имени см. Приложение Е.
Совершенно иная история, придуманная, но так никогда и не рассказанная, о действиях Галадриэль во время восстания Нолдор появляется в очень поздней и частично нечитаемой записке: последней записке отца на тему Галадриэль и Келеборна, и возможно последней о Средиземье и Валиноре, написанной в последний месяц его жизни. В ней он обрисовал ведущий статус Галадриэль еще в Валиноре, равный, если не превосходящий Феанора; и здесь сказано, что после присоединения к бунту Феанора она во всем ему противостояла. Она действительно желала покинуть Валинор и уйти в большой мир Средиземья для приложения своих талантов; ведь, будучи искусной умом и быстрой в действии, она уже получила все, что могла получить, из обучения, которое Валар считали достаточным для Эльдар, и она чувствовала себя неуютно под контролем в Амане. Это желание Галадриэль было, видимо, известно Манве, и он не ставил ей запретов; но также ей не давали и формального разрешения на уход. Перебирая, что она может сделать, мысли Галадриэль обратились к кораблям Телери, и она на время отправилась жить с родней своей матери в Алквалонде. Там она встретила Келеборна, который здесь снова принц Телери, внук Ольвэ из Алквалонде и таким образом ее близкий родич. Вместе они задумали построить корабль и отплыть в Средиземье; и они были готовы искать дозволения Валар на свое путешествие, когда Мелькор бежал из Валмара и, вернувшись с Унголиант, уничтожил свет Древ. В бунте Феанора, последовавшем за Затемнением Валинора, Галадриэль не участвовала: на деле, она вместе с Келеборном героически сражалась, защищая Алквалонде от нападения Нолдор, и корабль Келеборна удалось сохранить. Галадриэль, покидая Валинор и ужаснувшаяся жестокости Феанора, отплыла в темноту, не дожидаясь дозволения Манве, которое несомненно состояло бы в тот час, однако при том узаконило бы само ее желание. Таким образом, она попала под запрет, наложенный на всех уходящих, и Валинор был закрыт для ее возвращения. Но они вместе с Келеборном добрались до Средиземья немного быстрее Феанора, и приплыли в гавань, где правил Кирдан. Там их приняли с радостью, как родичей Эльвэ (Тингола). Годы спустя они не присоединились к войне против Ангбанда, которую считали безнадежной под запретом Валар и без их помощи; их совет был покинуть Белерианд и собраться с силами на Востоке (где, как они опасались, Моргот может наращивать силы), подружившись и обучая Темных Эльфов и Людей тех земель. Но такая политика не могла найти поддержки среди эльфов Белерианда, и Галадриэль с Келеборном отправились за Эред Линдон до окончания Первой Эпохи; и когда они получили разрешение Валар вернуться на Запад, они отклонили его.
Этот рассказ, выводящий Галадриэль из всякой связи с восстанием Феанора, даже вплоть до ее самостоятельного отплытия (с Келеборном) из Амана, существенно отличен от всего, рассказанного во всех иных местах. Он вырос из «философских» (больше, чем из «логических») предположений, касающихся природы неудобства Галадриэль в Валиноре с одной стороны и ее силы и положения в Средиземье с другой. То, что это могло бы повлечь значительные изменения в сюжете «Сильмариллиона», очевидно; но отец несомненно собирался на это пойти. Здесь можно отметить, что Галадриэль не появляется в оригинальном рассказе о восстании Нолдор, который существовал задолго до ее введения; а также, конечно, что после ее появления в рассказах о Первой Эпохе ее действия все еще могли радикально меняться, поскольку «Сильмариллион» не был издан. Изданная книга, однако, была сформирована из законченных рассказов, и я не мог вводить лишь только задуманные изменения.
С другой стороны, превращение Келеборна в Телери из Амана противоречит не только утверждениям «Сильмариллиона», но также и цитированному уже из “The Road…” и Приложения В «Властелина Колец», где Келеборн – это Синдар из Белерианда. Что касается того, зачем требовалось это фундаментальное изменение в его истории, можно ответить, что оно выросло из нового сюжетного элемента – отплытия Галадриэль из Амана отдельно от войска мятежных Нолдор; но Келеборн уже превратился в Телери и в выше цитированном тексте, где Галадриэль участвовала в восстании Феанора и походе из Валинора, в котором нет указаний, как Келеборн попал в Средиземье.
Боле ранняя история (безотносительно вопроса о запрете и прощении), к которой относятся положения «Сильмариллиона», “The Road…” и Приложения В «Властелина Колец», совершенно ясна: Галадриэль, придя в Средиземье как одна из лидеров второй группы Нолдор, встретила Келеборна в Дориате, и позже вышла за него замуж; он был внуком брата Тингола Эльмо – туманной фигуры, о котором неизвестно ничего, кроме того что он был младшим братом Эльвэ (Тингола) и Ольвэ, и был «любим Эльвэ, с которым он остался» (сын Эльмо носит имя Галадон, а его дети – Келеборн и Галатил; Галатил был отцом Нимлот, которая вышла замуж за Диора Наследника Тингола и была матерью Эльвинг. По этой генеалогии Келеборн был родичем Галадриэль, внучки Ольвэ из Алквалонде, но не таким близким, как в варианте, где он стал внуком Ольвэ). Естественно предположить, что Келеборн и Галадриэль присутствовали при падении Дориата (в одном месте сказано, что Келеборн «избежал ловушки в Дориате»), и возможно помогли Эльвинг бежать в Гавани Сириона с Сильмарилом – но это нигде не утверждается. Келеборн упомянут в Приложении В «Властелина Колец» как живший временно в Линдоне к югу от Луны (2); но в ранние годы Второй Эпохи они перешли через горя в Эриадор. Их последующая история, на той же фазе (назовем это так) творчества отца, пересказана в коротком рассказе, следующем здесь.