Еще раз выражаю благодарность Кролику-Санитке, за то, что сподвигла меня на сие мероприятие, и Дилу с Альфом, в особенности - последнему, за интересный рассказ и вообще за организацию всего этого дела.
Эх... Если что и было плохо в прошедшем выезде, то это в первую очередь... я сам. Видимо, мне нужно ездить только одному ну или с одним спутником/спутницей... когда либо сам себе вольный ветер, либо же вдвоем всегда можно быстро обо всем договориться. Ибо характер у меня, что всем известно, тяжелый, порой вгоняет меня в такой "клинч", что могу стать страшным напрягом и обузой для соратников... Сей раз не стал исключением. Могу лишь запоздало нынче покаяться и в слабое утешение тем, кому мои "заскоки" возможно попортили отдых, скажу лишь, что мне от этого самому сейчас тягостно на душе и вообще в очередной раз впадаю в ангст...
Все, этой темы я касаться не намерен. Кому надо - тот поймет, о каких моментах это сказано, а перечислять да сыпать солью на раны - оно мне надо?..
Я собственно о другом.
О выезде в Полоцк я думал давно. В свое время я пережил период увлечения историей этого очень своеобразного города, ставшего основой для самобытного, непохожего на остальные известные нам из истории княжества, государства, которое долго и успешно сопротивлялось попыткам киевских князей включить их в "орбиту" своей власти. Более того - некоторое время его правители ни много ни мало конкурировали с киевскими князьями за право именоваться "великими". Не Владимиро-Суздальское, а именно Полоцкое княжество было первым, успешно оспаривавшим гегемонию Киева... однако, в отличие от наследников Юрия Долгорукого, они эту борьбу проиграли. Ирония судьбы - наиболее известный, наиболее почитаемый в полоцкой истории князь Всеслав-Чародей сперва добился было наивысшего для своего рода успеха... но затем именно он оказался именно тем князем, при котором Полоцкая земля отказалась от борьбы за верховенство...
Прошу не считать все вышесказанное чем-то антироссийски направленным, или же последствиями услышанного на прошедшем выезде. Это моя точка зрения на кое какие события русской, или правильнее сказать - славянской истории, сформировавшаяся уже не вчера, и взгляды Альфа и Дила никакого отношения сюда не имеют. Альф не даст соврать - по поводу кое-каких моментов ДАЛЬНЕЙШЕЙ белорусской истории мы с ним активно и довольно жестко спорили.
Но кажется, я таки снова отвлекся.
Пересказывать историю Полоцка, наверное, бессмысленно. ДА и опять же, будет много моментов, по поводу которых начнутся споры... оно мне надо? Лучше просто расскажу, что мы там увидели, а что не увидели, хотя в голове многое уже поперепуталось... Начать с того, что города мы толком не посмотрели. На такое место, как Полоцк, половины дня категорически мало, сюда надо выделять минимум пару дней - один на посещение музеев, второй - на прогулку по городу. Причем и по музею хорошо бы после экскурсии пройтись порой еще кружок, уже купив в кассе билет на фотографирование. В частности, в музее белорусского книгопечатания мне бы хотелось заснять очень многие представленные фолианты-инкунабулы, и главное, это МОЖНО сделать, заплатив на входе... но мы промчались по нему так быстро...
Но все же первое, куда мы поехали, это был Софийский собор.
читать дальше
читать дальше
Начать стоит с того, что на территории восточнославянсских княжеств (вот так и тянет сказать - Киевской Руси, да вот только все время поправляешь себя, что в том-то и дело, что Полоцк в нее не входил...) было всего ТРИ Софийских собора. Наличие храма с таким именем, надо понимать, придавало городу и его притязаниям определенный СТАТУС. Три города - Киев, Новгород и Полоцк... Думаю, излишне говорить, что Полоцкую Софию строил князь Всеслав-Чародей. 60-е годы 11 века, как раз самый расцвет его честолюбивых замыслов, которые вполне могли бы осуществиться, если бы не вступил в дело обман, а потом и вовсе какая-то так и не разгаданная поныне нелепая случайность... Правда, построенный в 11 веке храм выглядел не так, а немного иначе - как именно, ныне воспроизводит макет.
читать дальше
Увы, от того, древнего собора, осталось мало что. Не повезло Софии - после образования Великого Княжества Литовского, а потом и вхождения оного в Польское королевство, храм стал из чисто православного униатским. Не вдаваясь опять же в проблему отношения к событиям... Так или иначе, во время Северной войны довелось стоять в Полоцке русской армии под водительтством лично Петра Первого. Наш великий царь, как известно, религию вообще не сильно жаловал и к церкви относился, мягко говоря, с прохладцей - ну а с униатами у него отношения и вовсе не сложились. Посему поступил Петр Алексеич в любом случае некрасиво - превратил Софию Полоцкую в гарнизонный пороховой склад. Затем началось наступление шведов, Полоцк пришлось оставить... дальше мнения расходятся - то ли приказал царь взорвать "пороховой склад", ибо церковь была выстроена в древних традициях, когда какменным храмам надлежало быть еще и важным звеном в городской обороне, и не хотелось Петру оставлять шведам укрепленный пункт... то ли произошла случайность, зашел какой-нибудь солдат с цыгаркой... хотя их тогда еще не курили... Лично мне хочется верить в случайность.
Так или иначе, собор взорвался.
И позже был восстановлен уже в современном своем виде, в "западных" канонах.
Кладка, впрочем, оказалась крепкая, и нижняя часть ее выдержала взрыв и сохранилась, став основой для надстройки. Собственно, на фотке с макетом ее, кладку, видно. А поднынешним полом собора сейчас археологи раскопали основания стен и столпов.
читать дальше
читать дальше
А также поместили кое-какие найденные тут находки, пардон за тавтоголию:
куски фресок, украшавших собор.
читать дальше
клад из серебряных арабских дирхемов.
читать дальше
Мужской перстень и печатку князя Всеволода Ярославича Киевского 11 века.
читать дальше
Сами фрагменты фресок сохранились только в одной из бывших старых апсид собора.
читать дальше
читать дальше
А еще рядом реконструирован имевшийся когда-то мозаичный пол.
читать дальше
Но на этом и все. Ныне же внутренний вид собора совсем иной, и напоминает опять же скорее о западе...
читать дальше
читать дальше
читать дальше
ТАК, С СОБОРОМ ВСЕ, ОСТАЛЬНОЕ ПОЗЖЕ...
Эх... Если что и было плохо в прошедшем выезде, то это в первую очередь... я сам. Видимо, мне нужно ездить только одному ну или с одним спутником/спутницей... когда либо сам себе вольный ветер, либо же вдвоем всегда можно быстро обо всем договориться. Ибо характер у меня, что всем известно, тяжелый, порой вгоняет меня в такой "клинч", что могу стать страшным напрягом и обузой для соратников... Сей раз не стал исключением. Могу лишь запоздало нынче покаяться и в слабое утешение тем, кому мои "заскоки" возможно попортили отдых, скажу лишь, что мне от этого самому сейчас тягостно на душе и вообще в очередной раз впадаю в ангст...
Все, этой темы я касаться не намерен. Кому надо - тот поймет, о каких моментах это сказано, а перечислять да сыпать солью на раны - оно мне надо?..
Я собственно о другом.
О выезде в Полоцк я думал давно. В свое время я пережил период увлечения историей этого очень своеобразного города, ставшего основой для самобытного, непохожего на остальные известные нам из истории княжества, государства, которое долго и успешно сопротивлялось попыткам киевских князей включить их в "орбиту" своей власти. Более того - некоторое время его правители ни много ни мало конкурировали с киевскими князьями за право именоваться "великими". Не Владимиро-Суздальское, а именно Полоцкое княжество было первым, успешно оспаривавшим гегемонию Киева... однако, в отличие от наследников Юрия Долгорукого, они эту борьбу проиграли. Ирония судьбы - наиболее известный, наиболее почитаемый в полоцкой истории князь Всеслав-Чародей сперва добился было наивысшего для своего рода успеха... но затем именно он оказался именно тем князем, при котором Полоцкая земля отказалась от борьбы за верховенство...
Прошу не считать все вышесказанное чем-то антироссийски направленным, или же последствиями услышанного на прошедшем выезде. Это моя точка зрения на кое какие события русской, или правильнее сказать - славянской истории, сформировавшаяся уже не вчера, и взгляды Альфа и Дила никакого отношения сюда не имеют. Альф не даст соврать - по поводу кое-каких моментов ДАЛЬНЕЙШЕЙ белорусской истории мы с ним активно и довольно жестко спорили.
Но кажется, я таки снова отвлекся.
Пересказывать историю Полоцка, наверное, бессмысленно. ДА и опять же, будет много моментов, по поводу которых начнутся споры... оно мне надо? Лучше просто расскажу, что мы там увидели, а что не увидели, хотя в голове многое уже поперепуталось... Начать с того, что города мы толком не посмотрели. На такое место, как Полоцк, половины дня категорически мало, сюда надо выделять минимум пару дней - один на посещение музеев, второй - на прогулку по городу. Причем и по музею хорошо бы после экскурсии пройтись порой еще кружок, уже купив в кассе билет на фотографирование. В частности, в музее белорусского книгопечатания мне бы хотелось заснять очень многие представленные фолианты-инкунабулы, и главное, это МОЖНО сделать, заплатив на входе... но мы промчались по нему так быстро...
Но все же первое, куда мы поехали, это был Софийский собор.
читать дальше
читать дальше
Начать стоит с того, что на территории восточнославянсских княжеств (вот так и тянет сказать - Киевской Руси, да вот только все время поправляешь себя, что в том-то и дело, что Полоцк в нее не входил...) было всего ТРИ Софийских собора. Наличие храма с таким именем, надо понимать, придавало городу и его притязаниям определенный СТАТУС. Три города - Киев, Новгород и Полоцк... Думаю, излишне говорить, что Полоцкую Софию строил князь Всеслав-Чародей. 60-е годы 11 века, как раз самый расцвет его честолюбивых замыслов, которые вполне могли бы осуществиться, если бы не вступил в дело обман, а потом и вовсе какая-то так и не разгаданная поныне нелепая случайность... Правда, построенный в 11 веке храм выглядел не так, а немного иначе - как именно, ныне воспроизводит макет.
читать дальше
Увы, от того, древнего собора, осталось мало что. Не повезло Софии - после образования Великого Княжества Литовского, а потом и вхождения оного в Польское королевство, храм стал из чисто православного униатским. Не вдаваясь опять же в проблему отношения к событиям... Так или иначе, во время Северной войны довелось стоять в Полоцке русской армии под водительтством лично Петра Первого. Наш великий царь, как известно, религию вообще не сильно жаловал и к церкви относился, мягко говоря, с прохладцей - ну а с униатами у него отношения и вовсе не сложились. Посему поступил Петр Алексеич в любом случае некрасиво - превратил Софию Полоцкую в гарнизонный пороховой склад. Затем началось наступление шведов, Полоцк пришлось оставить... дальше мнения расходятся - то ли приказал царь взорвать "пороховой склад", ибо церковь была выстроена в древних традициях, когда какменным храмам надлежало быть еще и важным звеном в городской обороне, и не хотелось Петру оставлять шведам укрепленный пункт... то ли произошла случайность, зашел какой-нибудь солдат с цыгаркой... хотя их тогда еще не курили... Лично мне хочется верить в случайность.
Так или иначе, собор взорвался.
И позже был восстановлен уже в современном своем виде, в "западных" канонах.
Кладка, впрочем, оказалась крепкая, и нижняя часть ее выдержала взрыв и сохранилась, став основой для надстройки. Собственно, на фотке с макетом ее, кладку, видно. А поднынешним полом собора сейчас археологи раскопали основания стен и столпов.
читать дальше
читать дальше
А также поместили кое-какие найденные тут находки, пардон за тавтоголию:
куски фресок, украшавших собор.
читать дальше
клад из серебряных арабских дирхемов.
читать дальше
Мужской перстень и печатку князя Всеволода Ярославича Киевского 11 века.
читать дальше
Сами фрагменты фресок сохранились только в одной из бывших старых апсид собора.
читать дальше
читать дальше
А еще рядом реконструирован имевшийся когда-то мозаичный пол.
читать дальше
Но на этом и все. Ныне же внутренний вид собора совсем иной, и напоминает опять же скорее о западе...
читать дальше
читать дальше
читать дальше
ТАК, С СОБОРОМ ВСЕ, ОСТАЛЬНОЕ ПОЗЖЕ...
Надо будет сгонять. Благо, авто есть.